Friday 11 March 2022

scotland edinburgh

 







==============================









Каждая подворотня и закоулок в Эдинбурге имеют свою историю и если заглядывать в каждую арку и в каждый проход между домами только на Королевской мили - можно бродить там весь день.


К примеру: Old Fishmarket Close, который находится с южной стороны Королевской Мили возле собора Святого Джайлса, и как следует из названия, здесь раньше располагался один из городских рыбных рынков. 

Рыбу продавали в верхнем конце переулка, там же её потрошили и чистили, и вся рыбная кровь и кишки-потрошки естественным образом смывались вниз по склону в долину Каугейт. Это был очень примитивный способ и в исторических рукописях эта улица описывалась как "вонючая трясина"...


В этом же месте был дом городского палача - это была не особенно выдающаяся или желанная работа, и палачу предоставлял жилье и оплачивал его городской муниципалитет - как часть пакета заработной платы и льгот. Был ли такой дом палача на "вонючей трясине" фишмаркета для палача наказанием или наградой, не совсем ясно.


Однажды во время празднования Хогманае [Hogmanay]1571 года два церемониальных пушечных ядра, выпущенных из замка в честь празднования шотландского нового года, не оправдали цели и ожиданий и приземлились как раз в районе фишмаркета. Они попали в ящики с непроданной рыбой и рыба подлетела в воздух. В первую неделю января 1572 года со всего города съезжались люди, чтобы собрать бесплатную рыбу с крыш уцелевших домов...


Сегодня в этом переулке, как впрочем и на всех улицах вокруг, да и во всём Эдинбурге - очень дорогие дома, квартиры, отели, рестораны...

===============================








https://navimba.com/viewtopic.php?t=2531&start=60



а ещё одна из самых странных вещей это то что -- когда-то в эдинбургской квартире держали живого слона.

в квартире!

Городские архивы хранят причудливую историю об Адаме Керре, который жаловался на огромное животное, которое жило над его пекарней в 1705 году.


Согласно Edinburgh Live, в архивах есть жалобы и протест Керра декану суда гильдии Эдинбурга 23 ноября 1705 года против голландца Авраама Севера который держал в доме слона.

В заявлении говорилось, что его магазин и печь для выпечки были разрушены навозом и водой, просачивающейся через потолок.


Адам Керр настаивал на том, чтобы представители Суда Гильдии посетили его помещение, и квартиру этажом выше, чтобы убедиться в том что слон мешает его бизнесу и жизни и в конечном итоге чтобы остановить это безобразие и возместить ущерб его бизнесу и чтобы слона убрали из дома.


Была в архивах обнаружена и предыдущая петиция, поданная хозяином слона Севером 31 октября 1705 года, с просьбой  к совету  разрешить ему показать своего слона жителям Эдинбурга.


Нашёлся и ответ городского совета - где они должным образом согласились, ответ гласил: "Совет по петиции, поданной голландцем Авраамом Севером, предоставляет просителю свободу выставлять своего слона всем лицам в городе и в пригородах после выплаты им вознаграждения казначею церкви"


Оказалось что этот слон путешествовал по Европе в 1680-х и 90-х годах, прежде чем попасть в Великобританию и в Эдинбург. Слон, имя которого неизвестно, в конце концов отправился в Данди и, как полагают, умер в пригороде города Броти-Ферри через год после того, как сделал жизнь Адама Керра невыносимой.


Кто знает, может быть, фраза the elephant in the room = слон в комнате -- на самом деле возникла в Эдинбурге.


https://www.dailyrecord.co.uk/news/scottish-news/incredible-story-edinburgh-man-who-17373201

--------------------------


а ещё:

население Эдинбурга: 542,599

Edinburgh Population 2022

и по годам:

2021 542,599 1.08%

2020 536,775 1.14%

2019 530,741 1.16%

2018 524,639 1.17%


отсюда:

https://www.google.com/search?q=edinburgh+population+2021&ei=gFgwYpyXO5T0gQbxzLqIDA&oq=edinb+population&gs_lcp=Cgdnd3Mtd2l6EAEYADIECAAQDTIECAAQDTIECAAQDTIECAAQDTIECAAQDTIGCAAQBxAeMgQIABANMgQIABANMgYIABAHEB4yBggAEAcQHjoHCAAQRxCwAzoHCAAQsAMQQzoHCAAQsQMQQzoECAAQQzoKCAAQsQMQgwEQQ0oECEEYAEoECEYYAFDGBVj7HmDNMmgBcAF4AoABnAKIAdIKkgEFOS4zLjGYAQCgAQHIAQrAAQE&sclient=gws-wiz



ну и как вам?


а до этого -- "последнего армагеддона" был ещё хужее "армагеддон" и все до одного медиа утверждали что это "смертельный мор и чума!"

многие верили....кололись....маскировались [от слова маска]


люди умирают от страха - это факт.



---------------------------------




это трёхминутное видео о кладбище и о Кирке Канонгейта или же Канонгейт Кирк, где охоронен в том числе и Адам Смит.

Адам Смит родился за Ферт-оф-Форт в Файфе, графстве к северу от Эдинбурга и он является одним из самых известных и наиболее важных деятелей шотландского Просвещения восемнадцатого века.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%82,_%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC



Его работа по экономике, в частности, остается актуальным академическим текстом для нашего времени, и именно эта книга, озаглавленная "Исследование о природе и причинах богатства народов", принесла Смиту репутацию отца современной экономики или же - отца современного капитализма, в зависимости от с вашей точки зрения.


Сам Смит никогда не знал своего отца (отца тоже звали Адам Смит), он умер за пару месяцев до рождения сына. Известно немного подробностей о детстве Смита — даже его год рождения (1723 год) Он начал учиться в Университете Глазго в возрасте 14 лет, потом поступил в аспирантуру Оксфордского университета - хотя это оказалось не очень удачным опытом его жизни, и считается, что он закончил там обучение преждевременно, испытав последствия нервного срыва.


Во время чтения лекций в Эдинбургском университете Смит познакомился с философом Дэвидом Юмом, работы которого он читал во время учебы в Оксфорде, и между ними установилась крепкая дружба, несмотря на то, что Юм был на 10 лет старше Смита.


По характеру Смит, возможно, считался немного рассеянным, склонным к рассеянности и, как известно, часто разговаривал вслух сам с собой. Хотя он был известен как великий писатель и интеллектуал, в разговоре он мог быть безжизненным и неинтересным — некоторые предполагали, что он специально притуплял свой разговор, чтобы не отвлекать от продаж своих книг, в которых он был более словоохотлив, — и хотя он часто читал публичные лекции, он был неудобным оратором из-за дефекта речи. Его портретов с натуры мало, потому что ему самому не нравилась его внешность - как он сам однажды заметил -- "я красавчик только в своих книгах".


В 1759 году Адам Смит опубликовал "Теорию нравственных чувств" — исследование, в котором излагалась моральная природа человека и его способность принимать решения, основанные на совести, и их влияние на социальные отношения с другими людьми. Смит планировал, что это будет первый том в возможной серии из 23 работ, в которых будут очень подробно рассмотрены все аспекты человеческого поведения и опыта ... Хотя "Богатство народов" окажется его более влиятельной книгой, Смит считал свою книгу "Нравственные чувства" своей лучшей работе и продолжал пересматривать и редактировать эту книгу для последующих публикаций вплоть до своей смерти.


В то время, когда он написал и опубликовал "Богатство народов" в 1776 году, Смит жил в Керколди, городе, в котором он родился.


Дом, в котором писал Смит, принадлежал его матери, с которой он поддерживал близкие отношения до самой ее смерти, он пережил свою матушку всего на шесть лет.


Позже Смит вернулся в Эдинбург, чтобы жить в Панмур-Хаусе, недалеко от Канонгейта на Королевской Миле - это здание все еще стоит и сегодня является местом проведения экономических форумов.


Одной из ключевых идей, часто цитируемых в "Богатстве народов", является понятие Смита о "невидимой руке", невидимых, но активных силах, влияющих на экономический процесс общества и формирующих его, но фраза "невидимая рука" встречается всего три раза во всех работах Смита — один раз в «Богатстве народов», один раз в «Теории нравственных чувств» и один раз в «Истории астрономии», которая была опубликована посмертно в 1795 году.


Современная статуя Смита, созданная Александром Стоддартом представляет собой довольно игривый намек на эту идею "невидимой руки".

Смит стоит с рукой на снопе кукурузы, а манжета его куртки скрывает его руку, делая ее невидимой. 


Смит умер в Панмур-Хаусе 17 июля 1790 года и оставил указание своим душеприказчикам - крупным деятелям периода Просвещения, физику Джозефу Блэку и геологу Джеймсу Хаттону - уничтожить все его незаконченные, неопубликованные работы.


Смит не хотел, чтобы какие-либо его произведения публиковались без его явного редакционного контроля. Из 23 крупных томов его работ, которые он запланировал и (как считается) начал писать, сохранились только «Нравственные чувства» и «Богатство народов».


Но этих двух работ самих по себе было достаточно, чтобы закрепить за Смитом место в пантеоне великих мыслителей мира, чьи взгляды и идеи продолжают влиять на общество и сегодня, спустя столетия после его смерти. И все же на смертном одре Смит сожалел, что он не достиг большего.


Адам Смит похоронен всего в двух шагах от своей комнаты в Panmure House, в Canongate Kirkyard, где его могила сегодня стала небольшим местом паломничества студентов-экономистов и других людей со всего мира, которые чтят память Смита - бросая на его могилу мелкие монеты своей национальной валюты, буквально прославляя его богатством народов.





Эдинбург - первый в мире Город Литературы ЮНЕСКО = UNESCO City of Literature,


И на кладбище вокруг Канонгейт-Кирк похоронены три наиболее важные личности шотландской поэзии.


Около ворот все видят статую бойкого парня (видео), "уходящего" с кладбища.

Это памятник Роберту Фергюссону, поэту, которому в значительной степени приписывают вдохновение начинающего ещё в то время Роберта Бернса и без которого Бернс, возможно, никогда бы не продолжил свое творчество, которое привело его к тому, что сегодня его считают величайшим шотландским бардом.


Родившийся в Эдинбурге и получивший образование в Сент-Эндрюсе, Фергюссон стал известен своими стихами на шотландском языке, что особенно вдохновило Бернса. К сожалению, в жизни Фергюссона не все было хорошо, и считается, что он страдал от того, что на современном языке можно было бы назвать депрессией и алкоголизмом. Получив травму головы при падении с лестницы в Старом городе, он был госпитализирован в приют умалишённых, где вскоре скончался. Ему было всего 24 года.


Фергюссон был похоронен в Canongate Kirkyard, где позже Роберт Бернс добавил к своей могиле стих в память о своем друге и лирическом вдохновителе:


No sculptur'd marble here, nor pompous lay,

‘No story'd urn nor animated bust;’

This simple stone directs pale Scotia's way

To pour her sorrows o'er her Poet's dust.



Ни мрамора скульптурного нет здесь, ни напыщенной кладки,

«Ни истории, ни анимированного бюста».

Этот простой камень указывает бледный шотландский путь

Изливая свои печали на прах своего Поэта.


Еще одно вдохновение Бернса оказалось захороненным здесь на кладбище — это Агнес Маклехоз которая была известна своим друзьям как Нэнси, а сам Бернс — как Кларина. Она была его музой, а также его безответной любовницей, и именно ей Бернс написал такие стихи, как "Любимый поцелуй", вероятно, одно из его самых известных (и самых любимых) стихотворений.


Как и в случае с Фергюссоном, есть ощущение трагедии в обстоятельствах, в которых Маклехоз прославилась. Она и Бернс писали друг другу несколько лет письма, она использовала псевдоним Кларинда, а он Сильвандер. Псевдонимы были необходимы, поскольку Агнес в то время была замужем за явно жестоким и равнодушным мужем. Благодаря своей в остальном платонической переписке с Бернсом она смогла испытать что-то вроде привязанности и любви.


В 1791 году Агнес отплыла из Эдинбурга на Ямайку, чтобы попытаться примириться со своим мужем, и Бернс запечатлел чувство потерянной любви, которое она испытала при отъезде, в Ae Fond Kiss:


Нежный поцелуй, а потом мы разлучимся;

Прощай моя любовь, увы, навсегда!

<...>

Я никогда не буду винить свою пристрастную фантазию

Я не мог сопротивляться любви к моей Нэнси;

Ибо видеть ее означало любить ее,

Люблю её, люблю навеки.

Если бы мы никогда не любили так слепо,

Если бы мы никогда не встречались

или никогда не расставались,

У нас никогда не было бы разбитого сердца.


Позже Агнес/Нэнси/Кларинда вернулась в Эдинбург, где и умерла в 1841 году, будучи похороненной в Кэнонгейт-Киркъярд.


Именно Бернс - шотландский бард связывает двух других значительных фигур шотландской поэзии. Мемориалы Фергюссону и Кларинде можно найти на кладбище, где меланхолическое ощущение прерванной жизни и любви все еще ощущается, когда ветер дует между надгробиями...


25 января, вся Шотландия собирается по домам, пабам, барам, пьет виски, ест хаггис, читает стихи Бернса и поет народные песни.




------------------------------------------------------------



Сегодня Эдинбург - это вполне себе респектабельный городок, почти даже столица королевства и жизнь идёт тут своим чередом, туристы толпятся на замковой горе и повсюду, продавцы сувениров раскладывают свои клетчатые товары, официанты пабов, баров и ресторанов бегают с подносами, бомжи спят на скамйках и на мостовых, чайки пытаются вырвать из рук булочки или накакать на голову и разворовывают мусорки. 

Всего пол-миллиона жителей, но как кажется много людей вокруг.

Но булыжные мостовые и марачные мокрые стены хранят память о тревожном Средневековье и не менее тревожной Промышленной Революции, о чуме и нашествиях крыс, о разбойниках и колдунах, о пиратах и погибших моряках, о эльфах и призраках, об охотниках за трупами. 


В некоторые детали мистической составляющей шотландской столицы трудно поверить, но гуляя по этому странному многоэтажному городу постоянно сталкиваешься с "городскими легендами" и таинственными знаками в самых неожиданных местах.


Собачка кладбища Грейфраерс будет позже и все о ней знают, а сначала про самого главного Уполномоченного по северному сиянию.



В центре города - между магазинами дизайнерских брендов и бутиками модной одежды на Джордж-стрит можно  заметить небольшое здание, фасад которого все еще сохраняет сдержанный жилой вид и единственным очевидным признаком того, что этот дом представляет собой нечто большее, чем просто старый оригинальный таунхаус в Новом городе, является модель маяка на окне над входной дверью и медная табличка которая подтверждает, что это "штаб-квартира Уполномоченных по северному сиянию", или менее романтично/более формально "Совета Северного маяка".


Из этого здания маяки на побережье Шотландии управляются и обслуживаются дистанционно, обеспечивая безопасность морских судов в водах вокруг страны.


Многие маяки по всей Шотландии, были спроектированы и построены одной из самых значительных инженерных семей девятнадцатого века, Стивенсонами, чей семейный дом находился в Эдинбурге.


Алан Стивенсон, дизайнер и инженер, ответственный за строительство многих маяков, приходился дядей писателю Роберту Луи Стивенсону. Роберт решил не заниматься инженерным делом по семейной линии, вместо этого сделав карьеру юриста, прежде чем прославиться своими литературными произведениями.


Алан Стивенсон похоронен вместе с другими членами семьи Стивенсонов на кладбище Нью-Калтон.


--------------------------------------------------------------



Сегодня Эдинбург - это вполне себе респектабельный городок, почти даже столица королевства и жизнь идёт тут своим чередом, туристы толпятся на замковой горе и повсюду, продавцы сувениров раскладывают свои клетчатые товары, официанты пабов, баров и ресторанов бегают с подносами, бомжи спят на скамйках и на мостовых, чайки пытаются вырвать из рук булочки или накакать на голову и разворовывают мусорки. 

Всего пол-миллиона жителей, но как кажется много людей вокруг.

Но булыжные мостовые и марачные мокрые стены хранят память о тревожном Средневековье и не менее тревожной Промышленной Революции, о чуме и нашествиях крыс, о разбойниках и колдунах, о пиратах и погибших моряках, о эльфах и призраках, об охотниках за трупами, маньяках и убийцах. 


В некоторые детали мистической составляющей шотландской столицы трудно поверить, но гуляя по этому странному многоэтажному городу постоянно сталкиваешься с "городскими легендами" и таинственными знаками в самых неожиданных местах.


Собачка кладбища Грейфраерс будет позже и все о ней знают, а сначала про самого главного Уполномоченного по северному сиянию.



В центре города - между магазинами дизайнерских брендов и бутиками модной одежды на Джордж-стрит можно  заметить небольшое здание, фасад которого все еще сохраняет сдержанный жилой вид и единственным очевидным признаком того, что этот дом представляет собой нечто большее, чем просто старый оригинальный таунхаус в Новом городе, является модель маяка на окне над входной дверью и медная табличка которая подтверждает, что это "штаб-квартира Уполномоченных по северному сиянию", или менее романтично/более формально "Совета Северного маяка".


Из этого здания маяки на побережье Шотландии управляются и обслуживаются дистанционно, обеспечивая безопасность морских судов в водах вокруг страны.


Многие маяки по всей Шотландии, были спроектированы и построены одной из самых значительных инженерных семей девятнадцатого века, Стивенсонами, чей семейный дом находился в Эдинбурге.


Алан Стивенсон, дизайнер и инженер, ответственный за строительство многих маяков, приходился дядей писателю Роберту Луи Стивенсону. Роберт решил не заниматься инженерным делом по семейной линии, вместо этого сделав карьеру юриста, прежде чем прославиться своими литературными произведениями.


Алан Стивенсон похоронен вместе с другими членами семьи Стивенсонов на кладбище Нью-Калтон.


...................................................



и немного ещё про эту церковь и кладбище [видео]


В 19-м веке во время визита в Шотландию Георга IV - члены Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии собрались вместе в церкви перед тем, как отправиться на встречу с королем в Холирудхаусе, но тем не менее, в течение 19-го века связь церкви с королевской семьей пришла в упадок. 

Начиная с Реформации - корона служила одним из главных покровителей церкви, но эта связь прекратилась вскоре после того, как Канонгейт потерял свой статус отдельного города в 1856 году и присоединился к Эдинбургу. Горцы всё ещё иногда собирались в церкви в летний день солнцестояния, но однако и эта традиция прекратилась в первые годы правления королевы Виктории.


Потеря церковью королевского и гражданского статуса совпала с падением статуса ее прихода и к началу 19 века строительство Риджент-роуд и Лондон-роуд отвлекло главную улицу Эдинбурга от города, и многие жители переехали в Новый город.

Уолтер Бьюкенен, священник с 1789 по 1832 год, так описал свой приход:

"Самое мужественное сердце может содрогаться, глядя на унылое изобилие беззакония, разоблаченную и неприкрытую мерзость, черные и отвратительные преступления, которые днем ​​и ночью уродуют грешные мириады многолюдного и оскверненного города".


К середине 19 века миграция католиков из Ирландии еще больше изменила характер Канонгейта. Министр Канонгейта между 1845 и 1867 годами Эндрю Р. Бонар подсчитал, что в приходе было 411 семей, из которых только 45 были связаны с какой-либо реформатской общиной, 70 были католиками и 296 не были связаны с какой-либо церковью. 


Прошли годы....


Ремонт церкви и кладбища начался в 1947 году с визита королевы Елизаветы и принцессы Маргарет 17 июля. Хотя в этой церкви всегда была королевская скамья, это был первый визит членов королевской семьи в эту церковь.  Эта королевская связь была укреплена 25 июня 1952 года, когда королева посетила церковь во время своего первого визита в Шотландию в качестве монарха. Это был первый визит в церковь правящего монарха, и с тех пор королева и другие высокопоставленные члены королевской семьи регулярно посещают церковь для богослужений, а 30 июля 2011 года в церкви состоялась свадьба внучки королевы Зары Филлипс с Майком Тиндалл.


На рубеже 20-го века Грей Грэм описал Канонгейт как "центр грязи, нищеты и убожества", но тем не менее, с 1950-х годов этот район был тщательно очищен, реновирован и перестроен, что привело к открытию здания шотландского парламента в 2004 году; присутствие Эдинбургского университета в этом районе также улучшило благосостояние и безопасность этого рай она города. Церковь ответила открытием дома Рассела в 1964 году в качестве студенческого общежития и открытием Гарри Янгер-холла в качестве зала и спортзала в 1967 году. [



Архитектурно кирка имеет торцевой фронтон в голландском стиле и любопытный небольшой портик с дорическими колоннами над входом. Торцевой фронтон увенчан золотым крестом внутри пары рогов, ныне устаревшего герба Канонгейта , впервые размещенного на вершине крыши в 1824 году и замененного гербом оленя, застреленного в Балморале королем Георгом VI в 1949 году. 

Интерьер Кирки имеет крестообразную планировку - весьма необычно для постреформационного, довикторианского здания церкви Шотландии. Интерьер Кирки был основательно реконструирован в 1882 году, в него были добавлены орган и центральная кафедра, но эти несимпатичные переделки были убраны в начале 1950-х годов вместе с галереями. В результате переупорядочение значительно увеличило уровень света; первоначальная достойная простота Кирки была оценена еще раз. Кирка была дополнительно отреставрирована в 1991 году, после чего в 1998 году был установлен новый датский орган Фробениуса в память о покойном преподобном докторе Рональде Селби Райт и это был 1000-й орган, построенный компанией Фробениус.



Кладбище Канонгейт является местом упокоения многих видных деятелей Эдинбурга, в том числе экономиста Адама Смита , философа и биографа Смита Дугалда Стюарта , Агнес Маклехоз («Кларинда» Роберта Бернса), убитого личного секретаря королевы Марии, поэта Роберта Фергюссона и других.



Сегодня здание Канонгейтской кирки используется по своему назначению а также регулярно используется для проведения концертов - во время ежегодного Эдинбургского фестиваля Кирка используется в качестве музыкальной площадки, как и соседний зал Кирки - «Зал Гарри Янгера» - который известен как «Площадка 13» во время проведения ежегодного Эдинбургского фестиваля Fringe; Зал 13 находится в ведении Королевского валлийского колледжа музыки и драмы и ранее был полковой часовней Королевского шотландского полка британской армии, а теперь является полковой часовней Королевского полка Шотландии.


-------------------------------


В тёплый день без дождя, что бывает не часто - тут очень приятно погулять среди могил и надгробий... а рядом ещё есть замечательный небольшой сад с подстриженными кустами и очаровательными цветочками.

И всё это на центральной шумной улице Эдинбурга - лишь войди в ворота.


Понимаете каким был этот городок совсем ещё недавно?



-------------------------------

"Сильвандер и Клариндер"

мне хочется написать о музе шотландского барда Роберта Бёрнса - об Агнес Маклехоз или же - Агнес Крейг, которая была известна своим друзьям как "Нэнси" и последователям Роберта Бернса как Кларинда -- у которой был роман с Бернсом и которой он написал песню « Ae Fond Kiss » (1791). 

ещё у неё были псевдонимы "Кларинда" а у него - "Сильвандра" - они были приняты парой для целей конфиденциальной переписки. 

Фамилия её - Maclehose была оформлена также в разных стилях, включая McLehose и MacLehose.


И так Агнес родилась в Глазго , она была третья из четырех дочерей известного хирурга Эндрю Крейга. 

Ее матерью была Кристиан Маклорин, дочь Джона Маклорена, священника шотландской церкви. 


Агнес отправили в школу-интернат в Эдинбурге на шесть месяцев, чтобы улучшить ее почерк и грамматику, когда ей было пятнадцать, и к тому времени все ее братья и сестры, кроме одной, Маргарет, были мертвы.  Агнес тоже была болезненным ребенком, однако с пятилетнего возраста ее здоровье улучшилось, и в 15 лет она превратилась в исключительно красивую молодую женщину.


Агнес была несколько набожной, в основном из-за влияния своей матери. Портретов её не сохранилось, но её силуэт-изваяние Джона Майерса и записанные признания современников показывают, что у нее были большие глаза, необычайная стройность, пышная грудь и красивые светлые волосы. В ту эпоху её жизни, когда не считалось необходимым или желательным, чтобы женщины получали хорошее образование, она была исключением из этого правила, поскольку много читала и оттачивала свои разговорные навыки, что делало ее необычной. 


За ней ухаживал молодой юрист из Глазго Джеймс Маклехоз, однако по какой-то причине отец Агнес запретил ему входить в семейный дом Крейгов. Но Джеймс нашел способы встретиться с ней, один из которых заключался в том, что он стал единственным пассажиром вагона, следовавшего из Глазго в Эдинбург, в котором она должна была совершить десятичасовое путешествие, он просто купил все остальные места в этом вагоне. Несмотря на возражения ее отца и ее двоюродного брата Уильяма Крейга - позже лорда Крейга, судьи Сессионного суда, Агнес вышла замуж в Глазго в возрасте восемнадцати лет.


У Агнес за четыре года родилось четверо детей, один из которых, Уильям - умер в младенчестве. Незадолго до рождения четвертого сына, Джеймса, в декабре 1780 г. Агния официально ушла от мужа "из-за его душевной жестокости и депрессии"  и вернулась к отцу в Глазго, в то время как её брошенный муж - Джеймс сначала оказался в долговой тюрьме перед эмиграцией на Ямайку в 1782 году. Агния конечно же отказалась сопровождать его даже после получения письма, в котором он писал ей: "Со своей стороны, я готов забыть то, что было в прошлом, и я не требую от вас извинений"


В 1782 года отец Агнес умер после продолжительной болезни, из-за которой были растрачены почти все его сбережения, и Агнес уехала в Эдинбург, где сняла небольшую квартирку недалеко от Поттерроу и стала жить на небольшую ренту в размере 8 фунтов стерлингов, дополненную время от времени дарами от своего кузена, лорда Крейга. В ее память на доме есть мемориальная доска: "Рядом с этим местом проживала "Кларинда", подруга Роберта Бернса в 1787–1791 годах", возведенная в 1937 году "Клубом Кларинды Бернс".




В январе 1791 года Агнес попыталась примириться со своим мужем, и она решила плыть на борту "Розеллы" в Ямайку. Её мужа Джеймса не было на пристани, он не встречал её, и она обнаружила, что ее место заняла Энн Шалон Риввер, его любовница-негритянка, которая родила ему дочь, Арм Лавинию Маклехоз. 

Агнес вернулась в Шотландию в апреле 1791 года на том же корабле, из-за "изнурительной ямайской жары и невыносимых укусов комаров".  

Это её двоюродный брат, лорд Крейг, настоял на ее путешествии к брошенному мужу, чтобы избежать дальнейшего скандала с Робертом Бернсом. В мемуарах, написанных после ее смерти, ее внук утверждал, что жестокое обращение Джеймса Маклехоза со своими рабами и открытие Агнес того, что он держал любовницу-рабыню, были решающими факторами ее ухода от него.






В 1810 году Агнес жила по адресу Калтон-Хилл, 14, Эдинбург, где в 1825 году ее посетил четвертый сын Бернса, капитан Джеймс Гленкэрн Бернс. Она умерла в 1841 году и была похоронена на кладбище Канонгейт- Керкьярд. Мемориальная доска над ее могилой не была установлена ​​до 1909 года и была создана эдинбургским скульптором Генри Снеллом Гэмли.



Когда Роберт Бернс приехал в Эдинбург в 1787 году, он был все еще неженатый, Агнес было 29 лет, и она уже прожила с мужем семь лет. Бёрнс уже тогда был знаменитым поиэтом и Агнес была полна решимости встретиться с ним и, наконец, она встретилась с ним на чаепитии.

По ее возвращении домой она написала Бернсу записку, приглашая его выпить с ней чай в следующий четверг в ее доме и он принял это приглашение, однако из-за кучера, вероятно, очень пьяного, поэт упал с кареты и повредил колено, а его врач настоял, чтобы он воздержался от ходьбы.


Сэр Вальтер Скотт читавший впоследствии опубликованные любовные письма, которыми обменивались Бернс и Маклехоз, "самой необычайной смесью смысла и бессмыслицы, любви человеческой и божественной, которая когда-либо предавалась взору мира".


Бёрнс писал Агнес, чтобы объяснить свое несчастье - падение с кареты и выразить ей комплименты: "Могу сказать вам правду, мадам, что я никогда в жизни не встречал человека, которого я так страстно желал бы снова увидеть, чем вы. Я не знаю, чем объяснить это. Я странно веду себя с некоторыми людьми, и я редко ошибаюсь в своих чувствах; вы мне чужая, но я странное существо: какие-то еще неназванные сильные чувства, а не принципы или капризы, уводят меня всё дальше и всё ближе к вам в грёзах, чем хваленый разум который когда-либо создавал философа".


На это послание Агнес быстро ответила: "Я вас прекрасно понимаю… Возможно, именно инстинкт ближе подходит к описанию ваших чувств, чем "принципы" или "капризы". Думаете ли вы, что они имеют какое-либо отношение к тому "небесному свету, который сбивает с пути"? Знайте, что они оказывают и на меня сильное влияние и они восхитительны, когда находятся под контролем разума и религии... Простите мне мои маленькие вольности".


Эта странная смесь поощрения и сдержанности привела к тому, что Бёрнс похвалил стихи Агнес: "Ваши строки, я утверждаю, это - поэзия, и хорошая поэзия... Дружба... если бы я был так счастлив, чтобы встретился с Вами и вы бы могли со временем привести меня туда ... — Бог любви знает только куда". Использование слова "любовь" привело к напоминанию, а именно: "Вы помните, что та, к которой вы обращаетесь, замужняя женщина?"


На Рождество они обменялись стихами, стихотворение Агнес раскрывало ее чувства по поводу ее несчастливого брака и в то же время напоминало Бернсу о непреодолимых преградах, которые невозможно преодолеть:


"Не говори мне о любви, она причиняет мне боль,

Ибо Любовь была моим врагом;

Он связал меня железной цепью .

И погрузил меня глубоко в горе....

Твоя дружба может меня осчастливить ,

О, зачем же это блаженство разрушать!

Зачем же призывать одиозное, одна просьба

Ты же знаешь, я должна отказать!"



Бернс согласился с предложением Агнес использовать тайные имена для переписки - Сильвандер и Клариндер и упоминание Агнес о запретной любви вызвало возражение и упрек со стороны Бернса: "Я люблю вас, если это возможно, еще больше за то, что у вас такой прекрасный вкус и склонность к поэзии и поставьте на место любви - уважение или любое другое прирученное голландское выражение".



Однако чувство вины Агнес проявляется в её строках: "Умоляю вас не упоминать о нашей переписке кому-либо на земле. Хотя я сознаю свою невиновность, мое положение деликатное". Преподобный Джон Кемп из суровой кальвинистской конгрегации Толбут Кирк был ее духовным советником и, конечно же, он не одобрил бы этого, как и лорд Крейг, чья щедрость была для нее очень важна. 


30 декабря 1787 года Бернс написал близкому доверенному лицу, капитану Ричарду Брауну: "Всемогущая Любовь все еще «царит и упивается» в моей груди; и в этот момент я готов повеситься за молодого Эдира. Вдова у которого ум и красота более смертоносны, чем смертоносный стилет сицилийских бандитов или отравленная стрела дикого африканца». Бернс смог встретиться со своей Нэнси [Агнес], первый из шести посещений в этом месяце. Любовные письма и визиты продолжались, наиболее показательным из которых стало то, что они снова были вместе и Агнес писала:"Я ни здорова, ни счастлива. Мое сердце упрекает меня за прошлую ночь. Если вы хотите, чтобы Кларинда снова обрела покой, решитесь против всего, кроме того, что требует самая строгая деликатность". 

Бернс пишет ей, что: "Возможно, отмеченная вами линия поведения была немного нарушена...", - и Агнес ответила ему, - "Но, хотя я не одобряю этого, я не была этим недовольна".


Бернс не добился физического "завоевания" Агнес, но все эти усилия привели его к внезапному роману с личной горничной Агнес, Дженни Клоу, что привело к рождению сына. У Бёрнса вообще много незаконнорожденных детей. 


------------------------------------


И что же это за "великая любовь"? Трахаться с кем попало - это любовь? Что пописить - что потрахаться... как жАвотные...

Не дала Агнес - можно трахнуть её служанку.


------------------------------------

Ну да ладно.

Этот странный и быстрый обмен письмами между Бёрнсом и Агнес был результатом того что преподобный Кемп - наставник Агнес, либо, что более вероятно, лорд Крейг, направил "надменное диктаторское письмо" о подрыве репутации его племянницы. 


В субботу, 23 февраля, Роберт Бернс прибыл на мельницу Уилли в Тарболтоне , чтобы увидеть Джин Армор, которая покинула родительский дом из-за связи с ним и из-за беременности.

Бернс писал Агнес:


"Теперь небольшая новость, которая вас обрадует. Я сегодня утром, когда пришел домой, зашел за одной женщиной. Она мне противна, я не могу ее терпеть! Вы только сравните ее с моей Клариндой: она как угасающее мерцание фартинговой свечи рядом с безоблачным великолепием меридионального солнца. Здесь только безвкусная пошлость, пошлость души и корыстное раболепие, а там - лощеный здравый смысл, небесная гениальность и самая щедрая, самая нежная страсть. У меня с ней, и у неё со мной..." 


Роберт Бёрнс женился на Джин Армор в течение шести недель после этого письма, к чему его убеждала Агнес, однако он предоставил рассказать ей об этом своему другу Роберту Эйнсли. 

6 декабря 1791 года Роберт и Агнес в последний раз встретились в Эдинбурге; она пережила его на 45 лет.


Под датой 6 декабря 1831 года Нэнси написала в своем дневнике: "Этот день я никогда не забуду. Рассталась с Бернсом в 1791 году, чтобы никогда больше не встречаться в этом мире. О, да встретимся мы на небесах!"


В старости Агнес Маклехоз с большим удовольствием рассказывала о стихах и песнях, которые Бернс написал в ее честь, а также о своих собственных стихах, которые он получил и одобрил. В годовщину любого события, касающегося Бернса, она отмечала в своем дневнике "Вещи, которые я никогда не смогу забыть".


Ну и конечно же - амбиции, бабло...

Агнес старалась сохранить контроль над письмами после смерти Бернса. 

В переговорах с его биографами Александром Каннингемом и Джоном Саймом она предложила выбрать отрывки из его писем к ней только в обмен на возвращение своих собственных; в конце концов ей удалось восстановить рукописи, и при ее жизни было опубликовано лишь несколько отрывков из переписки Бернса. 


Внук Агнес, У. К. Маклехоз, в 1843 г. впервые легально опубликовал обе стороны переписки, за исключением некоторых ее писем, которые она, по-видимому, уничтожила, и некоторых отрывков из писем Бернса, которые, согласно предисловие было уничтожено частым обращением от ветхости, когда Агнес Маклехоз показывала их посетителям или вырезала кусочки для охотников за автографами. Это может частично объяснить мнение, что Агнес подделала многие даты и имена в своих письмах по какой-то неясной собственной причине. Более ранняя попытка опубликовать "Письма к Кларинде" без разрешения была заблокирована запретом Сессионного суда. 


Такая вот известная история любви великого шотландского барда Бёрнса, который умер в нищете страдая от алкоголизма и других болезней. Но всё-таки он был талантливым и многие его произведения были переведены на русский язык и считаются "русскими-народными", потому что мало кто знает автора.



------------------------------------------------------------------------------------

1 февраля 1918 года здесь, в Эдинбурге, родилась Мюриэль Камберг. 


Мюриэл Спарк по праву считается одной из величайших литературных икон Великобритании, занимающей особое место в пантеоне великих писателей и художников, которые сделали Эдинбург своим домом.


В детстве Спарк жила в районе Брантсфилд, и сегодня этот популярный и шумный пригород по-прежнему является излюбленным местом местных жителей, желающих сбежать из центра города. Она училась в школе Джеймса Гиллеспи, все еще действующей школе и сегодня. Здания школы окна которой выходили почти прямо на открытое пространство Брантсфилд-Линкс и именно здесь она встретила одного из своих величайших вдохновителей, который впоследствии привел к созданию одной из самых знаковых фигур в британской литературе. Школа Гиллеспи и учительница по имени Кристина Кей позже окажутся представленными в, вероятно, самой известной и любимой новелле Спарка "Расцвет мисс Джин Броди".


Незадолго до начала Второй мировой войны Мюриэль вышла замуж за Сидни Спарка, и они переехали в Зимбабве. К 1944 году, в разгар конфликта, Спарк вернулся в Лондон без Сидни и провел остаток войны, работая на британское правительство в разведке.


После войны писательская карьера Спарк развивалась, и ее первый роман был опубликован в 1957 году. Она станет одним из ведущих литературных деятелей своего поколения, рассказывая истории, которые не поддаются простой классификации. Остроумие и юмор Спарка сияют в историях, наполненных политическим интересом и социальными комментариями, с набором персонажей, которые остаются яркими и сегодня.


"Расцвет мисс Джин Броди" был впервые опубликован в 1961 году. Действие происходит в школе для девочек в Эдинбурге. История повествует о группе школьниц, находящихся под опекой их язвительной учительницы Джин Броди. Стремясь дать своим девочкам как можно более широкое образование, поощряя их к расширению кругозора, ее влияние становится опасным, когда девочки вступают в борьбу с любовью и политикой.




Ступени мисс Джин Броди, ведущие к Грассмаркету.






Действие происходит в Эдинбурге и его окрестностях, и в фильме по этой истории, выпущенном в 1969 году, за который Мэгги Смит получила "Оскар" за роль мисс Броди, Эдинбург показан во многих сценах. Брантсфилд, Медоуз, Веннел и Крамонд, все они представлены в фильме, наряду с Эдинбургской академией, которая заменяла школу Марсии Блейн для девочек.


Спарк какое-то время жила в Нью-Йорке, а затем в Риме, а с 1970-х годов до своей смерти жила в Тоскане. 

Она умерла в 2006 году.


За свою карьеру Спарк получила множество наград и большое признание за свою работу. Она была дважды номинирована на Букеровскую премию, получила восемь почетных докторских степеней (в том числе от своей альма-матер, Эдинбургского университета Хериот-Ватт), стала дамой Британской империи в 1993 году и получила премию "Золотой ПЕН-клуб" за выдающиеся заслуги перед литературой. 


фильм "Расцвет мисс Джин Броди" онлайн:

https://filmix.ac/filmi/drama/135398-rascvet-miss-dzhin-brodi-1969.html








No comments:

Post a Comment