Monday 3 April 2023

Мон-Сен-Мишель - Ле Мон Сен-Мишель - Le Mont St.Michel - Гора святого Михаила.

 Мон-Сен-Мишель, 

Об этом нормандском замке есть вики:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мон-Сен-Мишель

и много других документальных и не очень источников информации.

Так что пересказывать очевидное нет смысла.


Из английского города Портсмут в Ст Мало ходит паром, от Ст Мало всего один час до Мон-Сен-Мишель на машине. [Portsmouth - St Malo].


Только в 2019 году в Мон-Сен_Мишель закончили строительство или же - перестройку подъезда к замку и теперь вместо дамбы к острову ведет новый мост и убрали все парковки из непосредственной близости к замку и теперь можно наслаждаться видами без машин.







Мон-Сен-Мишель - это не только бывший монастырь, аббатство, замок, но еще и неприступная крепость; историки утверждают что время Столетней войны замок выдержал более 10 лет осады англичанами. 

Официально на этом острове-крепости проживают только 50 человек [2023] и 3 миллиона туристов посещают замок ежегодно. 

https://www.nationalgeographic.com/travel/article/france-mont-saint-michel-island-abbey-sustainable-travel#:~:text=Roughly%20three%20million%20people%20annually,abbey%20off%20France's%20Normandy%20coast.&text=It%20was%20a%20route%20fraught,strongest%20tides%20in%20continental%20Europe.



В 2023 году исполняется тысячелетие со дня постройки аббатства Мон-Сен-Мишель.

Легенды гласят что мистическое происхождение замковой горы начинается в 708 году нашей эры и что архангел Михаил явился во сне Святому Оберу, епископу близлежащего Авранша, и попросил его построить святилище в честь его самого - архангела Михаила; и в последнем видении Архангел ткнул пальцем в голову Обера и проделал дыру в его черепе, чтобы подчеркнуть важность и сакральность своей просьбы.

Интересно, а святой Обер остался живым с дырой в голове?


Монахи-бенедиктинцы поселились на этом месте в 966 году нашей эры, и это была лишь гранитная скала; вокруг скалы росли леса, который, как предполагают историки, назывался лесом Сисси. 

Во времена Римской империи - Мон-Сен-Мишель еще не был островом и эту мрачную необитаемую скалу, омываемую волнами Атлантики, называли тогда Могильной Горой. Историки предполагают что древние кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. В лучах погружающегося в море солнца рождались ослепительные легенды: согласно одной из них - именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь - в золотом гробу и в золотых сандалиях.



Но со временем под напором моря лес исчез, и по легенде "огромный вихрь воды и ветра изменил пейзаж этого места. В начале VIII века гора Сен-Мишель вместе с соседним холмом Томбелен отделились от континента, на время прилива превращаясь в остров. По песчаным берегам вокруг горы протекают три реки: Се, Селюн и Куэнон. Река Куэнон является границей между Бретанью и Нормандией и французская пословица гласит: "Куэнон сошел с ума, вот почему гора Сен-Мишель очутилась в Нормандии".


Когда на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, паломники стали приходить на остров, чтобы получить благославение и покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего мир от зла. Многие паломники гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. 

Существует легенда об одной беременной женщине, которая отправилась в Мон-Сен-Мишель и когда она подошла к берегу бухты и увидела впереди столь близкий и таиственный силуэт Горы - пошла через пески, но она не рассчитала свои силы и начался прилив. Когда показались пенистые языки быстро приближавшегося моря - женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти, умоляя Деву Марию о милосердии, но море сомкнулось вокруг нее, образовав подобие водяного колодца и волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина родила мальчика и когда море отошло, она покрестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках и в память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время крест возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его.

Существует очень много преданий и легенд об этом таинственном месте. Легенды о внезапных приливах, о зыбучих песках поглощающих грешников, легенды о волнах прилива догоняющих всадника, о повозках с паломниками, бесследно исчезающие вместе с людьми и лошадьми, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый зыбучий песок - за тысячу лет существования этого таинственного места и скала с замком, и вся бухта обросла мифами и легендами.


Сегодня существует научное объяснение приливов и отливов, есть точные таблицы и графики с временем большой воды и отлива, карты опасных участков, а в те древние времена отлив в бухте всегда начинался неожиданно и коварство воды приписывали злым силам или божественному наказанию; коварством приливов, отливов и зыбучих песков были заколдованы и очарованы почти все французские классики. Песок после отлива кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Песок бухты больше похож на ил и смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу и в руслах небольших ручейков могут образоваться коварные зыбучие места. Сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, но всё-равно мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная времени прилива.


При Наполеоне замок служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием.



Работа над романским аббатством началась в 1023 году нашей эры и продолжалась 60 лет. Со временем на острове нагромождались один за другим здания и строения, демонстрируя «полную энциклопедию средневековой архитектуры вплоть до готического стиля», - рассказывает Франсуа Сен-Джеймс, историк искусства.

Прозванный «Городом книг» за свою знаменитую библиотеку, замок или же аббатство в то время - стало бастионом религиозного и светского обучения. Монахи в скриптории копировали рукописи, в том числе библии и научные трактаты; сегодня сохранились только 200 из примерно 800 рукописей, которые хранятся в Скрипториальном музее в Авранше.

«Эти рукописи — самые важные экспонаты Мон-Сен-Мишель, — говорит Беренжер Жеан, директор музея. «Они имеют неизмеримую историческую ценность».


La Mère Poulard - сувенирный магазин и самый известный и дорогой омлет.

В ресторане аббатства на открытом огне готовят омлеты -- "тетушки Аннет" и порция этого знаменитого омлета стоит минимум 30 евро. 


Гранд-Рю, главная улица Мон-Сен-Мишель заполнена магазинами, киосками, кафе и ресторанами. Бестселлерами являются шерстяные свитера Saint James , бренда одежды со 130-летней историей, который классифицируется французским правительством как  "Компания живого наследия" - Living Heritage Company. Первоначально эти свитера вязали  как «вторую кожу» для рыбаков, для этих свитеров требуется немногим более 14 миль ниток, то есть такое же расстояние, как между фабрикой и горой. 


Мон-Сен-Мишель не  был бы тем, чем он является без моря. «Он оказывает магнетическое воздействие на посетителей из-за своего окружения, величественных приливов и изменения света», — говорит Себастьен Далиго, натуралист из Label Nature , который более 20 лет проводит экскурсии по заливу. На самом деле классификация ЮНЕСКО не ограничивается аббатством — она распространяется и на окружающий его залив.


Природная среда была в центре 10-летнего инженерного проекта, завершенного в 2015 году, чтобы обеспечить будущее Мон-Сен-Мишеля как острова. Прежняя дорога была разрушена, а на реке Куэнон была построена плотина для регулирования потока воды и использования гидравлической энергии для смывания ила в море. Парковку перенесли и это не только украсило основание горы, но и вызвало изменения в туризме - посетители были вынуждены задерживаться дольше и исчезли бесконечные туристические автобусы и машины.


Из Парижа также удобно ехать в Мон-Сен-Мишель на поезде или на автобусе. 

Билеты на поезд лучше покупать заранее или хотя бы за пару дней до поездки на сайте SNCF, где можно найти бюджетный вариант.


Поезд отправляется с вокзала Монпарнас в Париже до нормандского Villedieu les Poeles, а оттуда около часа ехать на автобусе до Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel). 


Но есть другие варианты.

К примеру можно сначала на TGV поехать в Dol de Bretagne или Ренн (Rennes), а потом уже на автобусе в Мон-Сен-Мишель.


https://www.ville-saint-malo.fr/


https://www.brittanytourism.com/destinations/the-10-destinations/cap-frehel-saint-malo-mont-saint-michel-bay/saint-malo/



https://www.sncf-connect.com/


Автобус FlixBus из Парижа в МСМ отправляется в 7 утра от остановки Bercy Seine. В МСМ приезжает в обед - 12 - 1пм, цена билета от 20 евро за человека в одну сторону и останавливается автобус недалеко от бесплатных шаттлов до аббатства. Обратно автобусы ходят по вечерам и билет не обязательно брать в обе стороны в один день, потому что переночевать в МСМ вам очень захочется и ещё раз проверить многократно проверенную аксиому что "самое красивое в крепости - это вид на неё со стороны"




=====================



Подъезжая к горе, когда на горизонте появляется Мон-Сен-Мишель, вставая из моря, подобно ответу на молитву, невольно потрясённо осознаёшь - что это одна из тех достопримечательностей, которые, сколь безнадежно ни были бы - "притчей-во-языцех" -- тем не менее, когда оказываешься там, перед ними, разделяя их пространство и время --  изумляют и поражают и просто факт, что ты там, что ты видишь это собственными глазами, - источник этого изумления.


А вокруг Мон-Сен-Мишель нет ничего, кроме пустоты и мерцающего без-горизонтного сияния, лишь закулисное присутствие океана - неслышимого и невидимого. 

Гора Святого Михаила, казалось, поднималась не из моря, а из земли; и ее вид пока мы приближались к мосту и колоссальное сооружение которое все больше и больше нависало над нами - от парящих шаров на его шпилях до архангела с крыльями летучей мыши, венчающего самый высокий шпиль, пока полностью не исчезло внутреннее понятие о пространстве, времени и расстоянии.


На близком расстоянии  Мон-Сен-Мишель тут же превратился просто в памятник старины, в туристическую приманку, подобную любой другой на нашей планете. и осознаёшь что и ты пойман в нескончаемую петлю туристической регрессии. Как и все остальные туристы и ты будешь также подниматься по крутым улочкам и лестницам острова - всё вверх, вверх, и вверх к аббатству, и тем не менее неизменно и мистически окажешься на том же самом ярусе, с которого начинался подъем, описав полный круг или полную спираль, точно смешные человечки в одной из фантазий Эшера, в его круговертях, опровергающих законы логики и физики.

 Гилберт Адэр в своей книге "Ключ от башни" говорит что "постоянных жителей Горы называют не то микелотами, не то монтуазцами" - но как бы их не называли, они словно актёры на сцене - каждый день играют свою роль - роль жителей Мон-Сен-Мишель.


В книге "Великие легенды Франции" автора Эдуард Шюре -  в главе: IV. Заключение. – Роль горы Сан-Мишель в истории. Гений Франции и его Символ -- рассказывается что "с 1793 по 1863 годы в тюрьме Сан-Мишель было заключено в общей сложности сорок тысяч человек. И чему здесь удивляться, если аббатство впало в грех, базилика пришла в запустение, сумрачный зал ордена рыцарей св. Михаила подавляет, будто неся на себе печать упадка и проклятия! Сегодня гора Сан-Мишель – лишь исторический памятник, чье величие и ни с чем не сравнимая оригинальность живо напоминают о древней славе народа и где немой дух рыцарской Франции оплакивает невозвратное прошлое." 


Ещё одна книга "Кровь времени" автора Maxime Chattam [Максим Шаттам] - где автор рассказывает о Марион которая в 2005 году вынуждена бежать из Парижа потому что ей угрожает смертельная опасность. Агенты французских спецслужб укрывают женщину в аббатстве Мон-Сен-Мишель и там, в недрах старинной библиотеки, Марион находит древнюю книгу — а потом таинственный призрак проникает к ней в комнату… и она оказывается в Каире в 1928 году где детектив Мэтсон расследует страшные и необъяснимые преступления - ночью из своих домов таинственно пропадают дети и их истерзанные тела находят у расположенных поблизости древних погребений. В городе ползут жуткие слухи: демон вернулся в наш мир, но у детектива другое мнение на этот счет.

За эту книгу Максим Шаттам получил премию Франции за лучшую книгу 2009 года.



No comments:

Post a Comment