Monday, 1 December 2025

Чай с молоком.

 Чай с молоком.


Тётя моя любит чай. Она не заваривает пакетики чая в кипятке, она их брезгует: "Утопленники из чайной пыли и мусора! Я смотрела видео как грязные самые нищие индусы или же ... цейлонцы ... кто-то там из них ... прямо на земле, босиком на примивных каких-то аппаратах делают эти чайные пакетики и потом отправляют их на запад и там уже супермаркеты расфасовывают эти белые пакетики в коробки со своми названиями. 

Я пью только натуральный = рассыпной чай, огненно горячий, крепкий и с молоком. С горячим молоком!" - говорит моя тётя.



В детстве я жила на Дальнем Востоке в коммунальной квартире с соседями, родителями и сестрой. В выходные утром меня отправляли в дальний гастроном за молоком и сметаной. Был ещё ближний гастроном, но чтобы попасть туда нужно было переходить дорогу и родители не рисковали отправлять меня туда, хотя я нисколько не боялась переходить дорогу; светофоров и пешеходных переходов на той дороге не было, там были огромные чёрные от копоти сугробы вдоль всей дороги и небольшая протоптанная тропинка покрытая льдом и люди дыша паром из-под шерстяных шарфов перебегали дорогу рискуя свалиться под проходящий мимо рычащий грузовик или автобус.


Несмотря на это мне в мои 7 лет казалось что нет ничего проще - перебежать эту дорогу и попасть в ближний гастроном, но мама с папой отправляя меня за молоком следили за мной из окна кухни, а дорога в ближний гастроном была видна лишь из окна спальни с другой стороны дома. Собирая меня зимой за молоком, мама отсчитывала мне в кошелёк мелочь на три литра молока и пол-литровую баночку сметаны, бормоча что "та наглая тётка продавщица в молочном отделе всегда норовит обсчитать, обвесить и обмануть! И пол-литровая банка сметаны у неё всегда стоит по-разному, в зависимости от её настроения и наглости в тот момент! Вот тут доча у тебя без сдачи ровно на три литра молока по 36 копеек за литр и на пол-литра сметаны!"  Я молча соглашалась. Мне давали авоську-сетку в которой лежали: стеклянная трёхлитровая банка с пластиковой крышкой и пол-литровая стеклянная банка для сметаны. "Смотри не разбей по дороге!" - говорила мне мама. "И когда нальют тебе молоко, крепко закрывай крышку на банке, как я тебя учила и проверяй как хорошо закрыта банка!" Я кивала.


Потом начинался процесс одевания. Мне нужно было одеть коричневые колготки, рейтузы, шерстянные вязанные носки, тёплую кофту, отрезанные от старых маминых чулок дополнительные "носки" и валенки. Отрезанные от капроновых чулок куски надевали на шерстяные носки для того "чтобы связанные бабушкой шерстяные ности не протирались об валенки!" 

Конечно же потом надевалась шуба из цигейки из рукавов которой торчали варежки на резинках "чтобы не терялись", шапка и шарф с подложенным носовым платком для того чтобы "не кололся рот и нос от мороза!", кошелёк с мелочью лежал во внутреннем кармане шубы. Кажется что всё это необычайно трудно, но все к этому привыкают.


Я шла по тропинке, протоптанной людьми среди сугробов, которая изредка была присыпана песком. В некоторых местах тропинка была ледяной и мне нравилось скользить по льду, хотя я и рисковала разбить свои банки. Вообще-то "дальний гастроном" назывался "дальним" образно. Идти туда было всего минут десять и он, гастроном  был на первом этаже жилого дома, который был виден из окон нашей кухни, а "ближний" гастроном был просто через дорогу. И дальний гастроном был намного больше чем магазин "Молоко" через дорогу. В дальнем гастрономе чаще было "цельное" молоко и "сметана была гуще чаще, видать меньше её разводили кефиром для прибыли наглым продавцам!" - говорила мама. В те времена у нас на Дальнем Востоке молоко было "восстановленным" или "цельным". "Восстановленное" молоко - это молоко восстановленное из сухого молока, а цельное - это свежее молоко. Летом свежее молоко могло "свернуться" при кипячении, а зимой молоко не успевало испортиться в огромных цинковых бидонах из которых в магазине его разливали по банкам покупателям. 

А ещё в "дальнем" гастрономе был большой кондитерский отдел где продавали вкусные конфеты!


Я занимала очередь в молочный отдел и опустив намокший от морозного пара влажный и колючий шарф вдыхала в себя ароматы конфет и печенья!


Когда подходила моя очередь я вежливо здоровалась с продавщицей и подавала ей трёхлитровую банку для молока; грузная продавщица с нарисованными бровями, красными от помады губами и огромным шиньоном на голове наливала мне молоко и откладывала на счётах - один рубль и восемь копеек. Потом я ей подавала банку для сметаны и тянулась к прилавку открывая крышку, потому что продавщица всегда орала на покупателей которые подсовывали ей закрытые банки: "Открывайте свои банки сами! Мне некогда вам всем открывать!" 

Если я не могла открыть свою банку, от мороза крышки крепко залипали на банках, покупатели взрослые, кто стояли рядом, помогали мне и я их вежливо благодарила. Но чаще сама продавщица милостиво скорчив лицо помогала мне открывать и крепко закрывать мои банки, по-доброму бурча что "родители сволочи отправляют детей по холоду за молоком, а сами небось...того..."


Банку для сметаны продавщица ставила на весы и взвешивала, она откладывала на счётах вес банки и я всегда старалась понять и сообразить что же это такое и как понять сколько весит банка на этих деревянных счётах. Потом продавщица наливала сметану и быстро считала сколько стоит сметана. Я ставила свои банки в авоське на полу около своих ног и доставала свой кошелёк с мелочью и высыпала всю мелочь на чёрную подставку для денег. Продавщица быстро пересчитывала и иногда давала мне сдачу несколько копеек! Вот тогда я шла в кондитерский отдел и вежливо спрашивала: "Сколько стоит одна конфета Грильяж в шоколаде?" Продавщица взвешивала одну конфеты и говорила мне цену, я высыпала из кошелька свою сдачу и мне конечно же не хватало несколько копеек... И почти всегда какой-то сердобольный покупатель, который видел и слышал всё это, говорил: "Ох-ёптыть, семь копеек, вот тебе дочка!" и доплачивал за меня. Это было счастье! 


Домой я шла медленно хрустя во рту вкуснючей конфетой! Жизнь казалось прекрасной, длинной и волшебной; с "прекрасным далёко!" 


Я не знаю, понравились бы мне сейчас эти конфеты так как я любила их в детстве. Сейчас есть "Сникерс" и всё остальное, подобное...но всё это уже совсем не то...

Я гуглила российские конфеты: 


там сейчас полно всех этих: E474, E304, E307, E330..... 

а во времена моего детства, в советские времена - ничего такого не было...








=============================================









No comments:

Post a Comment